Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

Эксперты InterMedia представили исследование «Экономика культуры РФ 2018–2023»

Midjourney

Исследование «Экономика культуры РФ 2018–2023» представили эксперты информационного агентства InterMedia 27 декабря 2023 года. Ранее выдержки из этой работы были опубликованы в материале РБК «Доходы пиратов выросли почти в 2 раза после ухода Netflix и Голливуда» от 26 декабря.

По итогам 2022 года общий финансовый оборот сферы культуры в России составил 4 424,6 млрд рублей. За пять лет с допандемийного 2018 года рост составил 33,9%.

Больше всего за этот срок выросли ассигнования из бюджетов всех уровней – на 47,1% (с 589,8 млрд рублей до 867,8 млрд рублей). Доходы от коммерческой деятельности выросли не так значительно – на 31% (с 2 714,5 млрд рублей до 3 556,8 млрд рублей). Это неудивительно, учитывая, что за прошедшие пять лет предпринимателей затронула и пандемия коронавируса, и специальная военная операция на Украине.

Тренд на рост бюджетных ассигнований на фоне падения или стагнации доходов от коммерческой деятельности во многих секторах, как и ряд других, ранее описывался в ежегодном исследовании «Культура и культурные индустрии в РФ».

Согласно прогнозам экспертов InterMedia, по итогам 2023 года оборот культурных индустрий составит 4 723,7 млрд рублей, что на 6,8% выше, чем в 2022 году.

Показатели культурных индустрий – доходы от коммерческой деятельности и бюджетные ассигнования, 2018–2022 гг., млн руб.

Источник: InterMedia

Для большей наглядности было решено объединять все сегменты культурной экономики в смысловые блоки.

Основные блоки культурной экономики, 2022 г.

Источник: InterMedia

Самым объемным, как и в прошлые годы, оказался блок «Техника и телекоммуникации». В него вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Продажа бытового электронного и музыкального оборудования, включая музыкальные инструменты;

– Предоставление услуг мобильного и широкополосного доступа в интернет провайдерами;

– Работа дата-центров на территории РФ, в т.ч. по предоставлению облачных услуг.

Все доходы этого блока в 2022 году составили 1 340,2 млрд рублей. Рост за пять лет составил 47,8%. В 2023 году также планируется рост – до 1 444,7 млрд рублей.

На втором месте оказался культурный досуг. В этот блок вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Оказание туристических услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения;

– Работа домов культуры, парков культуры и отдыха, зоопарков и др.;

– Продажи видеоигр, в т.ч. микротранзакции и платные подписки.

Все доходы этого блока в 2022 году составили 1 152,4 млрд рублей. Рост за пять лет составил 34%. В 2023 году также планируется рост – до 1 191 млрд рублей.

Только эти два блока смогли преодолеть отметку в триллион рублей.

Самый быстрый рост за пять лет показал блок «Телевидение и видеосервисы». За пять лет он вырос на 59,3% – с 321,2 млрд рублей до 511,6 млрд рублей.

В него вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Деятельность эфирного телевидения;

– Работа платного ТВ;

– Работа легальных видеосервисов

При этом только в 2022 году все эти сегменты вместо роста показали некоторую стагнацию. Так, легальные видеосервисы, которые ранее были основным драйвером и прирастали приблизительно на треть год к году, упали на 13% (с 99,6 млрд рублей до 86,6 млрд рублей). В 2023 году планируется рост, но небольшой – до 89,7 млрд рублей.

Единственным блоком, показавшим за эти пять лет падение, оказались зрелищные мероприятия. С 2018 года финансовый оборот входящих в него сегментов сократился на 7,8% – с 284,5 млрд рублей до 262,4 млрд рублей. В этот блок вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Афишные исполнительские мероприятия (концерты, спектакли, шоу всех видов с участием исполнителей и распространением билетов или открытым входом);

– Неафишные исполнительские мероприятия (частные, государственные, корпоративные и др.);

– Кинопоказ и кинофестивали (продажи билетов в кинотеатры, доли продюсеров от зарубежного проката российских фильмов, бюджетные ассигнования и субсидии, выделяемые на производство и распространение фильмов, а также на проведение кинофестивалей).

Зрелищные мероприятия в сфере спорта в исследовании не учитываются.

Из общего оборота зрелищных мероприятий 141,5 млрд рублей приходятся на доходы от коммерческой деятельности, а 120,9 млрд рублей – на ассигнования из бюджетов всех уровней.

Согласно прогнозу, по итогам 2023 года обороты составят 315,5 млрд рублей. Из этой суммы 155,5 млрд рублей составят доходы от коммерческой деятельности, а 160 млрд рублей – ассигнования из бюджетов всех уровней.

Таким образом, оборот зрелищных индустрий по итогам 2023 года приблизится к объемам допандемийного 2019 года.

В 2020 году впервые в истории зрелищных индустрий России объем бюджетных ассигнований превысил объем доходов от коммерческой деятельности: 132,6 млрд рублей против 72,9 млрд рублей. В 2022 году тренд остался неизменным: 141,5 млрд рублей против 120,9 млрд рублей.

Эксперты InterMedia по имеющимся данным прогнозируют сохранение тренда и по итогам 2023 года. Так, на бюджетные ассигнования придется 160 млрд рублей, а на коммерческую деятельность – 155,5 млрд рублей.

С каждым годом все заметнее становится тренд, связанный с изменением структуры доходов афишных мероприятий. Так, по итогам 2019 года доходы от коммерческой деятельности между бюджетными (т.е. цирками, концертными организациями и самостоятельными коллективами, театрами и их филиалами, подведомственными органам культуры и другим ведомствам РФ) и небюджетными организациями распределились почти поровну: 46% и 54% соответственно. В пандемию соотношение серьезно сместилось в сторону бюджетных организаций – на них в 2020 году пришлось уже 74% от всей коммерческой деятельности.

По итогам 2022 года доля бюджетных организаций составила 65%. По прогнозам InterMedia, по итогам 2023 года их доля также останется доминирующей. Такой тренд, скорее всего, будет сохраняться и в ближайшие годы.

Таким образом, если не случится новых потрясений, коммерческие доходы бюджетных организаций, занимающихся афишными мероприятиями, по итогам 2023 года превзойдут результат 2019 года на 21%.

Подробнее зрелищные мероприятия рассматривались в отдельном материале – «Музыка и зрелища: эксперты InterMedia представили индустриальный отчет за 2018–2023 годы» от 13 ноября 2023 года.

Блок издательской деятельности вырос за пять лет на 23,6%. Однако входящие в его состав сегменты показали разнонаправленные тренды.

Так, книжная отрасль в 2022 году переломила отрицательную динамику и демонстрирует постепенный рост, который сохраняется и по итогам 2023 года. По предварительным данным, в 2023 году продажи печатных, электронных и аудиокниг составят 100 млрд рублей против 99,8 млрд рублей в 2022 году и 63,4 млрд рублей в 2021 году.

Небольшой прирост зафиксирован в сфере настольных игр: предварительные продажи в 2023 году достигнут 25 млрд рублей против 24 млрд рублей в 2022 году и 19,5 млрд рублей в 2021 году.

Продажи фильмов и сериалов на физических носителях демонстрируют снижение на протяжении всех пяти лет наблюдений.

Отрицательную динамику на продажу музыкальных произведений на физических носителях удалось остановить в 2021 году благодаря вернувшейся популярности виниловых пластинок. Однако в 2022 году финансовый оборот этого сегмента оказался ниже, чем в 2018 году (230 млн рублей против 380 млн рублей). В 2023 году планируется стагнация.

Рынок нелегальных сервисов (стриминг аудио-, видео- и книг, торренты, каналы в мессенджерах и др.) в России за пять лет вырос почти в два раза – с 5,2 млрд рублей до 10 млрд рублей. При этом основной рост пришелся на последние пару лет. По прогнозам, оборот нелегальных сервисов в России по итогам 2023 года составит 12 млрд рублей, что на 71,4% выше, чем в 2021 году (7 млрд рублей).

Рост этого рынка в первую очередь связан с тем, что некоторые крупные зарубежные дистрибьюторы кино и музыки ушли из легального поля, но желание потреблять такой контент у аудитории не исчезло.

Говоря о нелегальной продукции, стоит также отметить еще один сегмент, который пока с трудом поддается подсчетам и не учитывается в «Экономика культуры РФ 2018-2023». Это рынок контрафактной продукции, изготовленной с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на персонажей анимации, видеоигр, кино и т.д.

По оценке экспертов Semenov&Pevzner Романа Пчелинцева и Карины Скомороховой, в период с 2018 по 2022 год было более 60 тыс. выявленных случаев реализации такой продукции. При этом в настоящий момент отсутствуют официально опубликованные данные об объемах продаж контрафактной продукции на территории РФ.

По оценке экспертов, динамика за последние несколько лет не претерпела значительного всплеска, а, скорее, сохранилась на уровне 2020 года. Одной из причин этого можно назвать временную приостановку активных действий по защите брендов иностранными правообладателями.

– По открытым источникам (kad.arbitr), с 2018 по 2019 год произошел прирост количества обращений правообладателей в арбитражные суды на 75%. При этом уже в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, прирост составлял не более 30% – количество судебных дел, возбужденных по факту реализации контрафактной продукции превысило 12 500. В период с 2020 года динамика сохраняется. – прокомментировали эксперты Semenov&Pevzner.

Таким образом, можно сделать вывод, что ни значительного снижения выявляемых контрафактных продуктов, ни резкого роста не произошло. Сейчас некоторые иностранные правообладатели заняли позицию ожидания и пристально следят за рынком.

Исходя из статистики Федеральной таможенной службы РФ, импорт контрафакта в последние годы несколько снизился по сравнению с 2018–2019 годами. В качестве причины эксперты Semenov&Pevzner называют сначала ковидные и пост-ковидные сложности с логистикой, а потом уже санкционную перестройку логистических цепочек и легализацию параллельного импорта.

– Из отчетных данных ФТС РФ мы видим, что большая часть ввозимого в страну контрафакта – это «классические» подделки (использование товарных знаков известных брендов). Существенно меньшую часть в статистике возбужденных дел составляют подделки, нарушающие авторские и смежные права. Обычно это товары, маркированные известными персонажами или фрагментами кино- и мультфильмов, игр, книг. Их крайне сложно выявить в ходе таможенного контроля, – комментируют эксперты.

По мнению главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова, экономика культуры практически восстановилась до доковидного состояния. Однако произошло это за счет заметного роста бюджетного финансирования

– Возможно, это свидетельствует о крепнущем понимании властями значения культуры как основы общества. В то же время предпринимательскому сектору – особенно зрелищным индустриям – до восстановления пока еще далеко, – сказал Евгений Сафронов в комментарии для РБК.

Павел Соломатин, InterMedia

«Майор Гром: Игра» собрал саундтреки, подкасты и комиксы в специальный раздел

17.05.2024 14:29 Музыка Рубрика: Хроника 16+
предоставлено пресс-службой Яндекса

Саундтреки к блокбастеру «Майор Гром: Игра» представлены в специальном разделе платформы Яндекс Музыка. Там собран разнообразный контент из вселенной Майора Грома, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе платформы. В нем пользователи могут найти оригинальные комиксы издательства Bubble и подкасты, галерею плейлистов с аудио-комментариями от героев картины, а также саундтреки — как к премьере «Майор Гром: Игра», так и к прошлым фильмам франшизы.

Музыку для картины «Майор Гром: Игра» написали Сергей Шнуров, Слава Марлоу, Sqwoz Bab, Антоха МC, Gone.Fludd, Ник Брусковский, а также группы Hatters и «Сироткин». Первые саундтреки уже можно найти в разделе «Майор Гром» в Яндекс Музыке. К премьере группа Hatters представила сингл «Прогулка», который прозвучит в одной из ключевых сцен картины. Герой «Искры» Яндекс Музыки — саратовский артист TMNV — специально для фильма записал танцевальный бэнгер «Думай» с фирменными для исполнителя фолк-мотивами. Название песни отсылает к фразе, которую Игорь Гром произносит во всех фильмах перед важными и опасными схватками.

- Это был мой первый опыт написания саундтрека для фильма! Майор Гром кажется супергероем со сверхспособностями, но на самом деле он обычный человек, который умеет «думать». Это делает его образ еще круче. То, как в фильме отражена реальность — вдохновляет и заставляет задуматься. Поэтому, когда мне поступило предложение написать этот саундтрек, я не раздумывая согласился, — поделился TMNV.

Участников Hatters на записьсаундтрека вдохновил родной Петербург.

- То, с какой любовью, трепетом и талантом атмосфера города на Неве передана в фильме «Майор Гром: Игра», я думаю, никому рассказывать не нужно. Авторы картины выстроили свой собственный Петербург, существующий в сказочной киновселенной, но сохранивший атмосферу настоящей Северной столицы. И я очень рад, что на улицах этого мета-Петербурга теперь играют песни Шляпников, — поделился фронтмен Hatters Юрий Музыченко.

Gone.Fludd представил мелодичный трек «Музыка Сфер», а Ник Брусковский — композицию «Понедельник». Она выпущена совместно с Сергеем Горошко, исполнителем одной из главных ролей в фильме, Сергея Разумовского. В картину вошел также трек Антохи МС «ЖАРА».

23 мая, в день выхода картины в прокат, в разделе «Майор Гром» в Яндекс Музыке появятся саундтреки Славы Марлоу, Sqwoz Bab и Aum Raa. А следом за ними — трек группы «Сироткин» и ранее неизданная композиция Сергея Шнурова, которая прозвучит в финальных титрах картины.

«ИнтерМедиа» напоминает, что зрительская премьера фильма «Майор Гром: Игра» состоится 22 мая 2024 года в киноцентре «Октябрь». После показа состоится обсуждение картины с создателями Вселенной Bubble и кинотрилогии про Майора Грома.

Фото: предоставлено пресс-службой Яндекса На фото: {onphoto}
Теги: саундтрек, Майор Гром, Яндекс Музыка
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Билли Айлиш выпустила третий альбом

17.05.2024 14:20 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Релиз третьего студийного альбома Билли Айлиш «Hit Me Hard and Soft» состоялся 17 мая 2024 года. В новую пластинку 22-летней американской певицы вошло 10 треков, премьера которых состоялась одним днём: Билли принципиально отказалась выпускать синглы или клипы до релиза. Лишь маленький фрагмент композиции «Birds of a Feather» можно было услышать в вышедшем недавно трейлере третьего сезона сериала «Трепет сердца». Соавтором и продюсером нового музыкального материала по традиции выступил брат певицы – Финнеас. В интервью Rolling Stone Билли рассказала, что, хотя она уже повзрослела, в новом альбоме обращалась к себе прежней:

- Весь этот процесс ощущался так, словно я возвращаюсь к той девушке, которой была. Я огорчала ее. Я искала ее во всем, и кажется, что она утонула в мире и средствах массовой информации. Я не помню, когда она ушла.

За пару дней до выхода альбома Айлиш устроила две вечеринки его прослушивания – в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а в конце сентября она отправится в мировой тур в его поддержку.

Фото: обложка альбома На фото: {onphoto}
Теги: новый альбом, Билли Айлиш

«Нелюбимка» расскажет, как живется Niletto на высоких оборотах популярности

17.05.2024 14:07 Музыка Рубрика: Хроника 16+
кадр из фильма

Документальный фильм «Нелюбимка» выпустит в ограниченный прокат Центр документального кино 23 мая 2024 года. Это дебют режиссера Станислава Сорокина, снятый на Свердловской киностудии, про музыкантов группы Niletto, столкнувшихся с внезапно свалившейся славой, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе проекта.

- После оглушительного успеха песни «Любимка» группа Niletto обрела любовь и большую фанатскую аудиторию. Но так ли весело и легко жить на «высоких оборотах» популярности? – говорится в аннотации к картине. - Авторы фильма отправляются вместе с командой в Екатеринбург и Свердловскую область — туда, где выросли участники группы — Данил, Андрей, Алексей и Егор. Артисты ищут новую мотивацию для творчества, общаются с родными, рассуждают о выгорании, дружбе и тяжести славы.

Зрительская премьера картины с участием группы Niletto состоится в киноцентре «Октябрь» 23 мая. Модератором обсуждения после показа выступит автор и ведущий программы «Индустрия кино» Иван Кудрявцев. А 21 мая премьера фильма пройдет в Доме кино в Екатеринбурге, где у зрителей будет возможность пообщаться со съемочной группой.

Премьера фильма состоялась на 46-м Московском международном кинофестивале.

Ранее стало известно, что солист Niletto Данил Прытков оказался в больнице с травмой ноги. По данным СМИ, у артиста порвано ахиллово сухожилие. Из-за форс-мажора со здоровьем 32-летний певец теперь не сможет принимать участие в матчах медийной баскетбольной лиги.

Фото: кадр из фильма На фото: {onphoto}
Теги: документальные фильмы, Niletto
β 16+