Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»

Исследование InterMedia «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ ― 2021»

Максим Гелета

Сфера культуры, динамично развивавшаяся в послевоенном мире, переживает в последние годы сильнейшие потрясения. Под влиянием пандемии, а в последние дни - событий, связанных со специальной военной операцией, темпы роста этой ключевой для цивилизации сферы человеческой деятельности буквально обрушились, а её структура претерпела тектонические изменения. Детальному анализу этих процессов посвящен очередной выпуск комплексного исследования «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ», опубликованный информационным агентством InterMedia 6 апреля 2022 г.

С эксклюзивными фрагментами этой работы ранее можно было ознакомиться в публикациях СМИ:

и многих других.

Работа над исследованием ведется с 2011 года, когда по просьбе президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова агентством interMedia был подготовлен и представлен в авторитетном «Меркурий-клубе» доклад о состоянии российской культуры. Он выявил проблему острого недостатка системной информации в сфере культуры. Тогда же предварительные результаты исследования были опубликованы в официальной газете ТПП РФ, а с 2014 г. информационным агентством InterMedia была начата регулярная подготовка комплексного исследования сферы культуры. С тех пор выход каждого издания исследования ― событие, которое обсуждается на таких мероприятиях как Международный культурный форум и Российская креативная неделя; его результаты публикуются в ведущих изданиях, таких как «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «РБК», Forbes и др. Презентация исследования 2020 года состоялась на площадке «Российской газеты».

Задача исследования – систематизация доселе разрозненных данных о сфере культуры и представление её в виде, удобном для использования коммерческими, научными, учебными и властными структурами. Методика проведения изначально была основана на передовых мировых подходах с учетом российской специфики, в силу чего постоянно дорабатывается и совершенствуется.

В 2021 году запрос на комплексную информацию о культурных индустриях перерос индустриальный масштаб и стал общественным: Правительство РФ и Министерство культуры РФ активизировали законодательную деятельность, и те решения, которые в ближайшие годы могут быть приняты в сфере культуры, коснутся каждого. Возможно, будет всё же принят Закон о культуре, о принятии которого президент РФ Владимир Путин заявлял еще в 2017 году.

С ростом запросов и аудитории приобрело новый масштаб и само исследование: в 2020 году издание расширилось до трехтомника (добавились «Терминология» и «Законодательство»), а в 2022 году выросло до 400 страниц ― за счет добавления более сотни новых терминов и ранее не публиковавшихся глав.

Трехтомное интерактивное исследование InterMedia
«Сфера культуры и культурные индустрии в РФ ― 2021
»

Том 1
Том 2
Том 3

Прорывы и провалы в сфере культуры в 2020-2021 гг.:

  1. Онлайн-доходы культурных индустрий в 2020 г. впервые превысили офлайновые.
  2. Катастрофически упали доходы секторов, связанных с очным присутствием граждан ― зрелищных мероприятий, культурного досуга, кинопроката и др. Доходы от коммерческой деятельности в этих секторах упали в 2020 г. более чем втрое, и в 2021 г. системного восстановления не произошло.
  3. Докризисные показатели в онлайн-сегментах, наоборот, превышены: интернет-реклама, видеоигры, легальные аудио- и видеосервисы, платное ТВ, продажи бытовои электроники, предоставление доступа в интернет приносят все больше доходов.
  4. Бьёт рекорды выручка как легальных, так и нелегальных стриминговых сервисов. Доходы легальных видеосервисов в 2021 году увеличились на 28%, аудиосервисов ― на 47%.
  5. Доходы онлайн-пиратов, по оценкам ряда аналитиков, снизились. При этом эксперты, использующие иные методики, наоборот, говорят об их росте, связанном с интенсивностью проникновения широкополосного доступа и ростом интернет-трафика. Торренты уходят в прошлое и уступают пальму первенства контрафактному стримингу.
  6. Завершился процесс поглощения крупных мировых компаний-производителей контента международными монополиями. До пандемии этот глобальный тренд был не так заметен в России, но теперь он выходит на первый план. Несколько сотен ведущих компаний, работающих в культурных индустриях, сведены аналитиками InterMedia в две таблицы ― «Весь мир» и «Россия».
  7. С 17 до 20% выросла доля бюджетных ассигновании в общем объеме поступлении организации. Культурные индустрии, основанные на очном присутствии, стали более зависимыми от бюджетов (к примеру, Большой театр получил на выполнение госзадания в 2019 году 4,1 млрд руб., а в 2020 году — 7,3 млрд руб).
  8. Основной удар пандемии пришелся на предпринимателей. Продуманной адресной поддержки они не получили: власти пока не до конца осознают масштаб их влияния на общество, в частности ― на лидеров общественного мнения.
  9. Доходы творческих работников заметно снизились вслед за падением доходов офлайн-секторов. Индустрии, работающие в онлайне, не обеспечивают справедливого вознаграждения творческим работникам, так как большая часть их доходов уходит корпорациям и контрафактным сервисам.
  10. Креативные индустрии также нашли своё место в исследовании ― описана история возникновения этого понятия, особенности его толкования и классификации в различных странах мира.
  11. Фонды, поддерживающие отечественную культуру, играют всё большую роль в РФ. Их работа изучена экспертами InterMedia впервые в России.
  12. Краудфандинг ― один из наиболее эффективных инструментов сбора средств для некоторых видов культурных проектов.Эксперты InterMedia впервые в России провели детальный анализ краудфандинговых кампаний.
  13. Впервые с прошлого века продажи виниловых пластинок опередили продажи компакт-дисков. Всего за 2021 год в России было реализовано 1,15 млн. физических носителей на сумму более 260 млн. руб.

С прошлогодним исследованием «Культура и культурные индустрии в РФ ― 2020» можно ознакомиться по ссылке.
Также вы можете ознакомиться с другими исследованиями InterMedia.
Замечания и предложения просьба направлять на research@intermedia.ru.

Артур Пирожков и Хабиб поделились «Мёдом»

17.05.2024 11:36 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Премьера совместного сингла Артура Пирожкова и Хабиба «Мёд» состоялась 17 мая 2024 года. Дуэт спел о неприступной девушке, чье одиночество герой надеется нарушить.

- У нее нет пацана, то есть многие пытались, но она им неверна. Она сладкая, как мёд — мне сегодня повезет, — поют Артур Пирожков и Хабиб.

Напоминаем, что музыкальное альтер-эго Александра Реввы Артур Пирожков выступит на сцене «Live Арена» 17 ноября 2024 года.

Фото: обложка сингла На фото: {onphoto}
Теги: новый сингл, Артур Пирожков, Хабиб
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Игорь Николаев и Юлия Проскурякова стали друг другу «Родными людьми»

17.05.2024 11:29 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Премьера совместной песни Игоря Николаева и Юлии Проскуряковой «Родные люди» состоялась 17 мая 2024 года. Релиз цифрового сингла осуществил лейбл Digital Project. Супруги спели о том, что с годами отношения по-настоящему близких друг другу людей только крепнут.

- Юлия Проскурякова и Игорь Николаев представляют трогательную песню «Родные люди» о неподдельной любви и верности, - говорится в описании к премьере.

Напоминаем, что в конце марта Игорь Николаев отреагировал на слухи о своем разводе с Юлией Проскуряковой. По его словам, это «выдумки желтой прессы». Пара связана узами брака с 2010 года.

Фото: обложка сингла На фото: {onphoto}
Теги: новый сингл, Игорь Николаев, Юлия Проскурякова

Hatters устроили «Прогулку» новому «Майору Грому»

17.05.2024 11:23 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Премьера новой песни Hatters «Прогулка» состоялась 17 мая 2024 года. Песня вошла саундтрек к новому фильму «Майор Гром: Игра» Олега Трофима. Цифровой релиз осуществлен по исключительной лицензии лейбла Osuma.

Как мы сообщали ранее, зрительская премьера фильма «Майор Гром: Игра» состоится 22 мая, предположительно в киноцентре «Октябрь», а в широкий прокат лента выйдет 23 мая.

Фото: обложка сингла На фото: {onphoto}
Теги: саундтрек, Майор Гром, Hatters
β 16+