Рецензия на 3-й сезон «Королевства»: Возвращение Ларса фон Триера
Оценка: 9 из 10
На Венецианском кинофестивале показали новый сезон сериала «Королевство» Ларса фон Триера с подзаголовком «Исход». Спустя 25 лет после выхода предыдущего сезона. В ролях: Удо Кир, Стеллан Скарсгард и другие.
Про Ларса фон Триера обычно принято говорить, что он манипулятор, тонкий знаток зрительской души и Большой Художник, но, смотря новый сезон «Королевства», лишний раз убеждаешься только в том, что он нарцисс, позёр и немного идиот, прибегающий к рекламным слоганам и китчевым бинарным дуальностям: порок и добродетель, добро и зло, Бог и дьявол. Эти последние еще в первых двух сезонах «Королевства» низводятся до совсем уж нелепых жестов: несколько примитивных фраз, резюмирующих сюжет, крестик, который автор-рассказчик на фоне красной шторки рисует в воздухе, и «коза», обозначающая Люцифера— так завершается каждая серия оригинального сериала.
Впрочем, сам Триер, кажется, честен по отношению к себе: не его вина, что зритель ведётся на эту дешевую бутафорию и «е….ю мифологию» (собственный термин Триера с соавтором Нильсом Ворселом, который подразумевает добавление всего странного, интеллектуально нагружённого, интересного и непонятного в пространство картины в сугубо эстетических целях).
Так, каким бы масштабным и патетичным не было заявление с экрана, можно быть уверенным — это очередной болезненный эксперимент датского режиссёра над самим собой. Такой же, как, например, смена нескольких конфессий (Триер успел побывать католиком, протестантом, иудеем и атеистом), политических или эстетических воззрений — вплоть до кардинально противоположных.
Потому хваленая манипуляция зрителем Триера — это побочный и скорее самогипнотический эффект: по какой-то причине зритель не перестаёт искать Автора-Бога-Отца даже за неприятной мефистофельской ухмылкой человека, его убившего, доведя божественные авторские атрибуты до предела — отсюда нравоучительный тон рассказчика в «Королевстве», вещающего при этом прописные истины. Так что, если угрюмый датчанин и бог, то разве что лесной божок-сатир, склонный к дионисийскому способу существования: всю свою карьеру Триер глумится и меняет маски, даже если ступает на почву епифании и вечных истин.
Новый сезон сериала, как и первые два, разворачивается в «Королевском госпитале» в Копенгагене. Главная героиня «Исхода» Карен (Бодиль Йоргенсен) смотрит первые сезоны «Королевства» и страдает от лунатизма. В одном из своих ночных походов она отправляется в «Королевский госпиталь» и становится протеже госпожи Друссе, общающейся с духами в первых сезонах. Ей и другим гомерическим персонажам сериала придётся войти в ту же реку (точнее в то же болото), что и героям первых сезонов, встретиться лицом к лицу со злом, спуститься в ад, но, в отличие от триеровского же Джека, вернуться обратно.
В эстетическом плане в новом «Королевстве» Триер, как в исходном сериале и много лет назад в составе «Догмы», борется с сентиментализмом, барочностью и маньеризмом. Он отсекает все ненужное: минимальный бюджет, отсутствие работы со светом и фактурами, с мизансценой, небрежная съёмка, грязно-желтая цветокоррекция, джампкаты и прочий кинематографический аскетизм. Это лишний раз показывает, что для действительно страшных хорроров, как и для убедительных детективов и остроумных комедий (жанр «Королевства» располагается где-то между этими тремя), не нужно огромное финансирование, а отказ от приема — это уже сам по себе довольно эффективный прием.
«Королевство» часто сравнивают с «Твин Пиксом». И хотя здесь присутствуют элементы эстетики, свойственной первому: совы не то, чем кажутся, красный занавес, отделяющий бинарный мир чистых сущностей, загадочные доппельгангеры, безумные старушки, которые всегда оказываются правы в своём бреду, сюрреалистические тропы и общий абсурдизм — Триер и Линч слишком различаются в своем подходе, чтобы их сравнивать. Доконцептуальность и почти детская наивная открытость к миру последнего далеко отстаёт от скептического прищура, бахвальства и богохульства первого. Линч — художник, который стал режиссером, Триер — исследователь, который режиссером, кажется, так и не стал. Оттого эта словесная и визуальная (иногда буквальная, как в новом сезоне «Королевства») мастурбация, самоцитирование и дешёвые артистические трюки, вроде мизанабима и слома четвёртой стены. «Тупость, бодрость, наглость» — так можно описать «Исход», апеллируя к девизу Юфита, ну или, если к самому Триеру — идиотия. Без толики осуждения.
Анна Стрельчук, Венеция, InterMedia
Дэни Бун отправляется с семьей к морю в трейлере «Развеселых каникул»
Локализованный трейлер фильма «Развеселые каникулы» (Les Hennedricks) представила 31 мая 2024 года кинокомпания Global Films. Режиссером и сценаристом комедии стала Лоранс Арне, которая также исполнила главную женскую роль, а вместе с ней снялись Дэни Бун, Фердинанд Редулу, Мари Ланша, Янник Шуара, Мелвин Нкоси и другие.
По сюжету, семья Хендриксов (муж, жена и их сыновья от первых браков) живет в строящимся ими самими доме в провинции, за два года они устали от этих забот и друг от друга, поэтому спонтанно решают отправиться на машине на каникулы.
- Сели в трейлер всей семьей - и поехали к Атлантическому побережью! – сообщается в синопсисе. - Взяли в руки гитару - и запели! Семье Хендриксов не сидится на одном месте в каникулы, а потому их ждут неожиданные приключения и чудесные открытия. Но именно в дороге раскрываются творческие таланты каждого, и там, где были конфликты, рождается гармония!
Французская премьера фильма состоится 26 июня, а в российский прокат «Развеселые каникулы» выйдут 4 июля.
«Морозко», «Приключения Электроника» и «Два капитана» названы лучшими фильмами для просмотра с детьми
В преддверии Международного дня защиты детей телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провёл опрос на тему, какие советские фильмы россияне точно посмотрят вместе с детьми. Для составления опроса редакция канала попросила зрителей посоветовать фильмы для трёх возрастных групп: 5–7, 8–12 и 13–16 лет. Затем отобрала десять популярных ответов в каждой категории и запустила голосование в социальных сетях.
Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 5–7 лет выглядит так:
1. «Морозко» (1964) — 55%.
2. «Приключения Буратино» (1975) — 51%.
3. «Сказка о потерянном времени» (1964) — 41%.
4. «Королевство кривых зеркал» (1963) — 36%.
5. «Золушка» (1947) — 33%.
Родители дошколят и первоклашек в первую очередь посмотрят с ними картину Александра Роу «Морозко» (55%). Снежная сказка, снятая в лесах Кольского полуострова, получила главный приз Венецианского фестиваля в программе детских и юношеских фильмов и подарила зрителям поистине культовые образы. Александр Хвыля, исполнитель роли Морозко, после выхода фильма стал главным Дедом Морозом страны и много лет радовал детей на кремлёвских ёлках. А Георгий Милляр, сыгравший Бабу-ягу, перевоплощался в неё ещё в нескольких картинах и считается лучшей Бабой-ягой Советского Союза.
Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 8–12 лет выглядит так:
1. «Приключения Электроника» (1979) — 67%.
2. «Гостья из будущего» (1984) — 54%.
3. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964) — 50%.
4. «Мэри Поппинс, до свидания» (1983) — 48%.
5. «Кортик» (1973), «Бронзовая птица» (1974) — 41%.
Для просмотра с детьми 8–12 лет респонденты чаще всего выбирали «Приключения Электроника» (67%). Музыкальная картина Константина Бромберга, состоящая из трёх серий, вышла на телевидении в 1980 году и практически сразу стала одним из самых популярных детских художественных фильмов отечественного кинематографа. Песни Юрия Энтина и Евгения Крылатова знали наизусть все советские дети. «Крылатые качели», «Это знает всякий», «Мы маленькие дети» и другие шлягеры выпускались на пластинках большими тиражами непрерывно до 1991 года.
Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 13–16 лет выглядит так:
1. «Два капитана» (1976) — 62%.
2. «Вам и не снилось…» (1980) — 52%.
3. «Завтра была война» (1987) — 50%.
4. «Доживём до понедельника» (1968)— 49%.
5. «Розыгрыш» (1976) — 43%.
Лидером топа в этой возрастной категории стал сериал Евгения Карелова «Два капитана». Его советуют к просмотру с подростками и старшими школьниками 62% россиян. Поначалу режиссёра отговаривали, ведь хорошая экранизация популярного приключенческого романа Вениамина Каверина на тот момент уже была. Отстоял задумку сам писатель. Ему понравилась идея шестисерийной адаптации: так получится точнее перенести сюжет книги на экран.
Опрос проводился в социальных сетях телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция». В нём приняло участие 3 850 человек
Лучшие роли Анастасии Заворотнюк
Прощание с Анастасией Заворотнюк проходит в Москве 1 июня 2024 года. Gazetametro.ru вспоминает лучшие роли актрисы.
«Машенька» (1991)
Свою первую роль в кино Анастасия Заворотнюк сыграла, когда ей было 20 лет, в фильме "Машенька". Это экранизация одноимённого произведения Владимира Набокова, написанного им в Берлине в 1926 году. По сюжету главный герой Ганин в эмиграции вспоминает о своей первой любви к нежной и чистой девушке Машеньке.
Тогда ещё студентка Школы-студии МХАТ в своём первом интервью в карьере признавалась, что мечтала сыграть именно набоковскую Машеньку и даже проигрывала эту роль у себя в голове ещё до того, как ей предложили сняться в этом фильме.
Сериал «Моя прекрасная няня» (2004–2008)
Сериал, который стал адаптацией западного аналога, произвёл в своё время настоящий фурор и прославил Анастасию Заворотнюк, исполнившую роль неунывающей няни Вики Прутковской, приехавшей в Москву из Мариуполя за счастьем. Актриса про этот сериал ничего не слышала и не знала до того момента, когда ей позвонили продюсеры и предложили роль. Характерный украинский акцент, как признавалась Заворотнюк, она позаимствовала у коллеги по театру Олега Табакова и долго над ним работала. Цитаты няни Вики ушли в народ и даже её знаменитая походка "тыщ-тыдыдыщ".
«Код апокалипсиса» (2007)
Образ няни Вики крепко "приклеился" к Анастасии Заворотнюк, но она доказывала, что прекрасно смотрится не только в комедийном и романтическом амплуа. В 2007 году актриса сыграла суперагента под прикрытием в боевике, где её партнёрами стали Венсан Перес, Владимир Меньшов и Алексей Серебряков. По сюжету лучшие агенты ФСБ и ЦРУ пытались противостоять террористу, укравшему четыре ядерные боеголовки.
«Наследник» (2002)
В этом фильме Анастасия Заворотнюк сыграла в 22 года, когда ещё была начинающей актрисой, но картина почти 10 лет была в производстве и вышла только в 2002 году. Фильм рассказывает о бывшем секретаре обкома, который решил восстановить храм, хотя сам же когда-то и приказал его снести. У актрисы здесь эпизодическая роль, но запоминающаяся. Она играет дочку священника, которая приглянулась наследнику, сыну главного героя.
«Мамы» (2012)
В киноальманахе от студии братьев Андреасян Анастасия Заворотнюк исполнила роль телеведущей утреннего шоу Надежды Пушкарёвой, у которой на работе выдался неудачный день и которая получает поздравление от своего сына в эфире программы. К этой же роли актриса вернулась в продолжении картины – "Мамы 3".