Рецензия: «Сети» - «Просто» ***
2018, «М2»
Название «Сети» помнят далеко не все - даже если напеть песню «Смайл», то её вспоминают, а кто пел, сказать затрудняются. Что и неудивительно: оказывается, прошло 15 лет с тех пор, как Ян Николенко закрыл свой сольный проект «Сети». Здесь уместно углубиться в совсем уж древнюю историю и напомнить, что до «Сетей» и «Би-2» Яник был фронтменом собственной группы «Эдипов комплекс» и флейтистом группы «Сплин». Первое пришествие «Сетей» состоялось параллельно с работой в «Сплине», потом «Сети», обогатив историю нашей музыки «Смайлом», были закрыты, потом Николенко ушёл из «Сплина» и ненадолго возродил «Эдипов комплекс», десять лет назад примкнул к группе «Би-2» и, казалось бы, отказался от амбиций сольного исполнителя. Да и, честно говоря, видимо, не до того было: загруженность востребованные «Би-2» предложили аховую - полный рабочий день, командировки, соцпакет... «И все кругом говорили - добился таки своего».
Признаться, все эти 15 лет публика не очень сильно скучала по «Сетям». Проект и «при жизни» казался довольно милым, но немного странным и, в общем-то, необязательным. Некоторые удивлялись контрасту между внешностью Яника и его песнями. Музыкант, конечно, выглядел довольно добродушным, но не настолько же, чтобы петь почти что детским голосом. Как бы то ни было, этого удивления хватало ненадолго, а милые инфантильные песенки оказались не столь востребованными. Кроме, конечно, «Смайла».
Тем не менее за годы работы в «Би-2» у Яна Николенко накопился материал но новый сольный альбом. О возрождении «Сетей» он упоминал в 2013-м, но тогда намерение не вылилось во что-то конкретное. В 2018-м - вылилось в полнометражную пластинку «Просто». Нужно сразу сказать, что с начала века в композиторской и вокальной манере Яна, которому уже 45, не изменилось ничего. Он записывает всё те же милые, немного инфантильные, довольно мелодичные поп-роковые песенки. Поскольку музыкант не слишком торопился их обнародовать, к составлению трек-листа он отнёсся более обстоятельно, явно включив туда лучшее из сочинённого за 15 лет.
Полагаю, с этим материалом он вернулся вовремя. В жизни и в музыке сейчас очень много агрессии и невроза, а добрые ласковые песни Яна Николенко и «Сетей» могут сыграть роль своеобразного «Радио Релакс» (надо попробовать послушать в глухой пробке в качестве успокоительного средства). Некоторое однообразие манеры не слишком раздражает, ибо количество красивых песен превосходит количество, скажем так, «никаких». «Белка в колесе», «День рождения», «Алиса в стране чудес» вызывают сплошь позитивные эмоции, а «Маяк» и «Не здесь» вообще чудо как хороши и норовят пристроиться к «Смайлу» в ряду хитов «Сетей». Впрочем, на сей раз Ян Николенко демонстрирует и способность высказываться и петь «жёстко»: в композиции «Медленная осень» он довольно резко пропевает фразу «как же вы, друзья, задолбали меня». «А он, оказывается, и так может», озадаченно отметит слушатель; при этом надо понимать, что самая агрессивная песня «Сетей» в исполнении любых альт-рокеров, рэперов или панков звучала бы как лирический медляк.
Алексей Мажаев, InterMedia
Ник Завриев выпустил «Планетронику»
Яндекс Музыка совместно с издательством «Бомбора» и Moscow Music School представили книгу «Планетроника: популярная история электронной музыки» Ника Завриева. Она стала печатной версией одноименного подкаста, который Яндекс Музыка и Ник Завриев выпускали на стриминговом сервисе в течение двух лет. В нем музыкант и журналист исследовал историю электронной музыки, а также рассказывал о том, как появляется то или иное направление в электронике.
В книге рассматривается не только популярная танцевальная музыка, но и андеграундные жанры, а также культовые артисты и локальные герои электронной сцены разных стран. Это попытка связать разрозненные культурные явления в единую картину развития современной музыки.
Аналогично эпизодам подкаста, в «Планетронике» описаны 22 музыкальных путешествия. Каждая глава — техно, краут-рок, глитч или модульные синтезаторы — это не столько отдельный город, сколько история, связанная с жанром или явлением.
- Географическая точка, ставшая заголовком каждой главы, — это лишь начало истории или место, где случились какие-то особенно важные события. Поэтому в разделе, посвященной Детройту — городу, где родилось техно, — мы говорим не про электронику из Детройта, а про техно, независимо от того, происходило ли дело в Детройте, Стокгольме, Токио или Берлине, — поясняет Ник Завриев.
Книгу можно читать как энциклопедию, выбирая главы по интересам, либо в хронологическом порядке. В дополнение на Яндекс Музыке доступны плейлисты по каждому из затронутых в «Планетронике» жанров, а также одноименные выпуски подкаста.
Фестиваль Park Live переедет в Казахстан
Фестиваль Yandex Park Live пройдёт с 6 по 8 сентября 2024 года в Алма-Ате, Казахстан. Хедлайнерами станут Die Antwoord (6 сентября), Tyga (7 сентября) и Placebo (8 сентября). Остальной лайнап будет объявлен позже.
Ранее фестиваль Park Live проходил в Москве. В 2020 и 2021 году он был отменён из-за пандемии коронавируса. Планировалось провести его в 2022 году, в списке участников были заявлены Slipknot, Sum 41, Placebo, My Chemical Romance, Игги Поп, Limp Bizkit, Gorillaz и другие, однако после начала специальной военной операции визит большинства из них стал невозможен.
Входной однодневный билет на Park Live в Алма-Ате будут стоить 18 000 тенге (примерно 3 600 рублей), абонемент на три дня — 36 000 тенге (примерно 7 300 рублей).
Рецензия на сингл Люси Чеботиной «За бывшего»: Кто кому не пара
2024, Люся Чеботина.
Оценка: 7 из 10.
Все последние песни Люси Чеботиной стопроцентно соответствуют её публичному имиджу. Люди считают Люсю уверенной в себе, высокомерной, возможно, стервозной особой, которая точно не будет плакаться слушателю в жилетку и раскрывать в музыке ранимую душу. Песни точно такие же – сверхуверенные, с названиями типа «Королева» или «Командир». (С этой точки зрения стало немного удивительным появление Чеботиной в рекламе мобильного оператора, где певица пытается смешно сделать глазами; может, её потенциал раскрыт не до конца?)
Сингл «За бывшего» на открытие новых горизонтов не претендует, зато укрепляет Люсю в её нынешней нише. В конце концов, публика знает только одного её бывшего, и, даже если образ собирательный, представлять будет кого-то конкретного. В припеве лирическая героиня ведёт себя по-взрослому, поднимает за бывшего тост, желает ему всего наилучшего, говорит, что никаких обид не осталось… но в последней строчке жалит изо всех сил: «Но лучше меня в твоей жизни не будет».
В куплетах Люся ещё менее дипломатична. Она ожидает от бывшего падений к ногам, «только б назад меня вымолить», а также заявляет о важнейших изменениях в своей внешности: «Я чёрный маникюр сменю на красный цвет». Не смейтесь, она года три ходила с чёрными ногтями, а увидев красные, бывший должен поплыть. Но наиболее безжалостным оказался речитативный фрагмент, где героиня ёмко перечисляет обиды, которых якобы нет («но с каждой слезой становилась сильнее, а с болью - успешнее и красивей», ударение в последнем слоге использовано неправильно), а главное – рассказывает о своих нынешних победах. Коллизия немного повторяет сюжет её песни «Абьюз», но для Люси это излюбленная тема, к которой она всё время возвращается: «Теперь в эпицентре мужского внимания, новый секс-символ, предмет обожания, а ты стоишь грустный в другом конце бара, так кто и кому теперь, милый, не пара?»
Если брать во внимание того самого всем известного бывшего, певица, может, немного и преувеличивает степень его грусти и потерянности. Но искусство допускает гиперболизацию, ведь Чеботина так уверенно всё это рассказывает, что слушатель готов поверить каждому слову.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»